УКРАИНА, 17 май - SV Development. Это дом, который мы защитим. Право на жилище — одно из фундаментальных прав человека. Реализация этого права — свидетельство отношения государства к своим гражданам, а по большому счету — показатель цивилизованности самого государства. По тенденциям в этом вопросе — как решаются жилищные проблемы, улучшаются или ухудшаются условия проживания людей — можно смело определять вектор общественного развития, направленность государственной политики на прогресс или на деградацию. Жилье (причем с достойными человека условиями) — это залог его продуктивного труда и творчества, возможности для полноценного отдыха и человеческого развития. От того, как решаются жилищные вопросы, зависит, как будет решаться проблема демографии: создание новых семей и рождение детей. Наконец, плохие жилищные условия, а тем более их отсутствие — это рост криминогенной среды. Переломным пунктом здесь можно считать 1991-й, когда с развалом СССР была разрушена советская система и взят курс на построение рыночно-капиталистических отношений. Семьдесят лет советской власти — это был реальный период прогресса. Советское государство массово переселяло людей из хижин если не в дворцы, то, по крайней мере, в жилища с приемлемыми условиями жизни — в квартиры, дома, общежития. По мере развития советского общества, несмотря на имевшиеся и тогда проблемы и трудности, год от года жилищные условия советских граждан улучшались. Масштабы строительства жилья постоянно увеличивались. Жилье становилось все более комфортабельным. При этом квартиры люди получали от государства (для которого, как тогда говорили, удовлетворение постоянно растущих потребностей советских людей не было пустым звуком) совершенно бесплатно. Добавим к этому, что советское государство не только заботилось о том, чтобы человек был обеспечен жильем, но и о том, чтобы его содержание не ложилось на гражданина тяжким бременем. Поэтому коммунальные тарифы — плата за свет, газ, тепло, холодную и горячую воду — на бюджете советской семьи практически не сказывались, ибо были крайне низкими вследствие дотирования государством. А уж того, чтобы у той или иной семьи или отдельно взятого человека не было крыши над головой, чтобы в стране были бомжи, невозможно было представить в самом кошмарном сне. Увы, но все двадцать лет украинской независимости — если вести речь в контексте жилищного вопроса — это эпоха регресса и общественной деградации. Право на жилище, зафиксированное в Конституции, в капиталистической Украине — пустопорожняя декларация, не имеющая ничего общего с реалиями жизни. Государство фактически сняло с себя ответственность за обеспечение своих граждан жильем, бросив людей на произвол судьбы. Нового социального (бесплатного) жилья практически не строится. Имеющееся в наличии не ремонтируется. А то жилье, которое граждане получили еще от советского государства, обходится им крайне дорого вследствие непомерного роста коммунальных тарифов. Антинародное по своему характеру государство, обслуживающее крупный капитал, словно специально создает обстоятельства, при которых человеку не осталось бы ничего, кроме как переселяться в хижину, а то и вовсе на улицу. Впрочем, улицы уже давно и прочно «обжиты» бомжами — визитными карточками любого рыночно-капиталистического «рая» (именно любого, потому что, к примеру, в считающихся богатыми и благополучными США на улице «проживает» около 3,5 млн. человек (www.washprofile.org ). Не только повседневная жизнь и ее суровые реалии, с которыми граждане сталкиваются непосредственно, но и упрямые факты статистики красноречиво свидетельствуют о том, что мои оценки происходящего справедливы. Так, по данным Госкомитета статистики, в 2010 году у нас было введено в эксплуатацию жилья на 46,47% меньше, чем 20 лет назад! Объемы строительства квартир за указанный период сократились на 72,4%! По сравнению с показателем 1990 г. объем введенной в эксплуатацию жилой площади в городах снизился на 55% — 6 304 тыс. кв. м в 2010 г. против 14 024 тыс. кв. м в 1990 г. В сельской местности объемы введенного в эксплуатацию жилья сократились на 11,3%. Количество построенных квартир в городах за 20 лет сократилось на 75% — с 233 тыс. в 1990 г. до 57 тыс. в 2010 г., а в сельской местности — на 56,5% (www.business.ua ). Дополняет эту ужасающую картину рост коммунальных тарифов за 20 лет независимости — в десятки, если не в сотни раз. Это приговор системе. Это приговор самому государству, существующему не для людей, а для обслуживания узкого класса крупных собственников. Однако я хотел бы затронуть проблему тяжелого положения украинских граждан, проживающих в общежитиях. По данным Госкомстата за 2010 г., в Украине насчитывается 10 630 общежитий, из которых 4 022 находятся в государственной собственности, 3 439 — в собственности территориальных громад и 2 514 — в частной собственности. В общежитиях проживает почти 1,2 млн. семей, в т.ч. 807 тыс. — свыше 10 лет, 150,9 тыс. — на протяжении 6—9 лет, 190,2 тыс. — 1—5 лет, 26 тыс. — менее года. Добавлю, что из числа лиц, стоящих на квартирном учете, ежегодно улучшают жилищные условия всего 1,35% очередников. Если продолжить обеспечение людей жильем подобными темпами, то только для удовлетворения ныне стоящих в очереди потребуется 70 — 75 лет. А это больше, чем средняя продолжительность жизни в Украине. Так что даже у новорожденного невелики шансы дождаться собственного жилья от государства. Вообще общежития и жилищные проблемы проживающих в них граждан — это своего рода зеркало, отражающее ту пропасть, в которую скатилась Украина в процессе 20-летней деградации Практически весь жилой фонд общежитий — это советское наследие. За 20 лет независимости общежитий почти не строили. Незачем. Это раньше, в советское время, молодежь приезжала в города на работу, где ее ждали достойно оплачиваемые рабочие места на заводах и фабриках. На каждом углу висели объявления: «требуются... требуются... требуются...» рабочие руки. Молодых людей обеспечивали временным жильем в общежитии. При этом они уверенно смотрели в будущее, зная, что работают не на толстый кошелек «хозяина», а на себя, на свое народное государство, которое обязательно предоставит им квартиру. Все изменилось с 1991 года. Приток рабочей силы на заводы и фабрики сократился, потому что сами производства стали массово закрываться либо сокращать свою деятельность. Отпала и надобность в строительстве новых общежитий — новые рабочие руки стали не нужны, наоборот, предприятия избавлялись от тех, которые есть. Работающие же предприятия, обретшие в ходе грабительской приватизации частных «эффективных собственников», перестали строить новые общежития (как и квартиры, и объекты соцкультбыта) для своих рабочих, потому что для капиталиста это лишняя трата средств. Наконец, есть и еще одна сторона этой «медали»: общежития, в которых гражданам «великодушно» позволили приватизировать жилплощадь. В такой способ антинародное импотентное государство «решало проблему» очередников. Новое бесплатное жилье для рабочих и служащих строить перестали, поэтому латали дыры таким советским наследием, как жилищный фонд общежитий. То, что задумывалось (и является по своему функциональному предназначению) как временное жилье, для многих граждан стало жильем постоянным — ввиду безысходности они хватались и за эту соломинку, лишь бы не оказаться на улице. И в данной конкретной ситуации это действительно было едва ли не единственным вариантом для сотен тысяч украинских семей обрести хоть какое-то жилье. Ибо иным способом (а ныне он по сути один-единственный — покупка квартиры или дома) жильцы общежитий улучшить свои жилищные условия позволить себе не могли из-за отсутствия средств. Осложнялась ситуация тем, что многие граждане, десятилетиями проживающие в общежитиях, утратили трудовые отношения с предприятиями и ведомствами — кто-то по возрасту вышел на пенсию, так и не дождавшись отдельной квартиры, а кого-то попросту сократили. Крайне негативно на ситуации сказались последствия бандитской приватизации предприятий, имевших на своем балансе построенные еще в советское время общежития. Сотни тысяч украинских семей по сути оказались заложниками у крупного капитала: их за копейки продали «эффективным собственникам» вместе с квадратными метрами, на которых они проживают. В столь сложной обстановке Компартия выступила инициатором принятия закона, разрешающего передачу комнат общежитий в собственность граждан, которые в них проживают. Член фракции коммунистов Евгений Волынец стал соавтором законопроекта «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий», который в сентябре 2008 г., несмотря на яростное сопротивление разного рода лоббистов крупного капитала, был проголосован в Верховной Раде. Такой закон был необходим, чтобы хоть как-то облегчить украинским гражданам реализацию их конституционного права на жилье. В частности, требовалось комплексное урегулирование проблем с реализацией этого права для проживающих в рабочих и малосемейных общежитиях, кто не имеет при этом собственного жилья и возможности купить его или построить новое. Хотя законодательство запрещало включение жилого фонда, в т.ч. и общежитий, в уставные фонды приватизируемых либо акционируемых предприятий, такие случаи массово имели место. Ибо в нынешней Украине закон, как известно, обслуживает интересы крупного капитала, а Фемида безмолвствует, когда нарушаются права простого человека. Гражданам, проживающим в общежитиях, пришлось, как говорят, на собственной шкуре испытать последствия изменения общественно-политического строя. Согласно статьям 127—131 Жилищного кодекса УССР и п.3 Примерного положения об общежитиях общежития отнесены к жилфонду. Статья 3 Закона Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» (в редакции закона от 15.02.1995) определяет, что действие этого документа не распространяется на приватизацию объектов государственного жилфонда. Одновременно статьей 8 Закона Украины «О приватизации государственного жилого фонда» было определено, что в случае смены формы собственности предприятий, в хозяйственном ведении которых имеются объекты государственного жилого фонда, последний (но без общежитий) одновременно передается в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых и сельских советов. Наконец, Законом Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 21 декабря 2000 г. было предписано, что жилые дома и общежития передаются в коммунальную собственность бесплатно. С другой стороны, в нынешней Украине огромный законодательный пласт направлен на обеспечение прав частных собственников, которые могут распоряжаться принадлежащим им имуществом как им заблагорассудится. При этом государство практически лишено возможности вмешиваться и ограничивать действия собственников, например в части передачи имущества кому бы то ни было или сдачи его в аренду. Хотя закон и оговаривает, что при осуществлении права собственности относительно своего имущества собственник не должен нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, на практике такие нарушения случаются довольно часто. Законодательная база противоречива. В ней немало «лазеек» для оборотистых дельцов. И это, в общем-то, и неудивительно, учитывая нынешний общественно-политический строй и тот факт, что законы нередко пишут и принимают ставленники крупного капитала в интересах самого крупного капитала. А для капиталиста человек, его права и интересы — обуза. Все мысли крупного собственника направлены только на одно: получение прибыли. Если в советское время государство следило за тем, чтобы общенародной собственностью, в т.ч. и общежитиями, распоряжались в интересах граждан, то капиталист распоряжается оказавшимся в его руках имуществом, имея в виду получение как можно большей прибыли. Именно так понимают эффективное управление и распоряжение собственностью «эффективные собственники». Такая рыночно-капиталистическая философия самым непосредственным образом отразилась на гражданах, проживающих в общежитиях. Новые собственники стараются распорядиться жилым фондом общежитий с максимальной выгодой для себя — пытаются изменить назначение самих строений, перепрофилировать или перепродать их. На утративших трудовые отношения с ныне ставшими частными предприятиями людей оказывается давление с тем, чтобы они освободили занимаемую площадь и не мешали извлекать прибыль. В ход идет все — от угроз выбросить на улицу и до создания невыносимых условий для проживания (например, имели место случаи отключения электричества, воды, газа). Само собой, новые собственники и не помышляют о том, чтобы проводить в общежитиях не то что капитальный, но даже косметический ремонт. Для них это неэффективная трата средств. Поэтому многие помещения общежитий давно пришли в аварийное состояние. Единственным выходом из данной ситуации была передача общежитий, принадлежащих предприятиям, созданным во время приватизации и корпоратизации бывших государственных предприятий, в собственность соответствующих территориальных громад с предоставлением жильцам общежитий права на приватизацию комнат в общежитиях, где они проживают. Такой закон был принят в сентябре 2008 г., и с 1 января 2009-го вступил в силу. Верховная Рада установила, что все общежития, на которые распространяется действие этого закона (из их числа были исключены, например, студенческие), подлежат передаче в собственность территориальным громадам в течение трех лет. Граждане, на которых распространяется действие нормативного акта и которые проживают в общежитиях, являющихся объектами права государственной или коммунальной собственности, получили право на приватизацию занимаемого жилья в виде отдельной комнаты (нескольких комнат, жилых блоков, секций). При этом граждане, которые проживают в общежитиях, являющихся собственностью предприятий, организаций, созданных в процессе приватизации, получили право на приватизацию занимаемых жилых помещений после передачи таких общежитий в коммунальную собственность при условии, если они фактически проживают в таких общежитиях не менее 5 лет. Законом был установлен запрет на выселение из общежитий без предоставления приемлемого для постоянного проживания жилья. К сожалению, непосредственная реализация данного закона столкнулась с многочисленными трудностями как объективного (недостаток государственных средств, необходимых для обеспечения процесса передачи общежитий в собственность территориальных общин), так и субъективного характера. Что до последнего, то часты случаи, когда местные органы власти под разными предлогами не спешат принимать на баланс общежития, которые и по сию пору (несмотря на то что закон действует уже свыше двух лет) продолжают находиться в частной или коллективной собственности. Почему так происходит? Все очень просто: в местных советах интересы граждан нередко «защищают» либо собственники и акционеры предприятий, имеющих общежития в своих уставных фондах, либо их ставленники. Не случайно коммунисты в ходе недавних выборов в местные советы призывали граждан крайне ответственно относиться к вопросу голосования. Вопреки установленному законом мораторию на выселение граждан, проживающих в общежитиях, имеются многочисленные случаи, когда местные суды принимают решения о выселении людей. Примеров попрания законных прав граждан, включая саботаж местными властями закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жильцов общежитий», множество. В погоне за прибылью дельцы при попустительстве властей в буквальном смысле слова издеваются над людьми. В Одессе жильцы общежития, расположенного по адресу Тираспольское шоссе, 21, который год обращаются к руководству ООО «Холдинговая компания «Микрон» по вопросу передачи общежития в коммунальную собственность. Но их обращения игнорируются. Не приносят результата и обращения граждан в суды. В Луганске жильцы общежития бывшего завода «Луганские аккумуляторы» судятся с частным предпринимателем, посягнувшим на законные интересы граждан. Эта борьба идет уже 10 лет! Но даже несмотря на решение Верховного Суда, признавшего приватизацию и перепродажу общежитий незаконными, граждане не могут завершить эту тяжбу и добиться справедливости в вопросе обеспечения своих законных жилищных прав. Местные суды отказываются решать проблему по сути. Региональные власти не только не предпринимают мер для отстаивания прав местных жителей, но, наоборот — содействуют попранию оных. Так, данное общежитие решением городских властей было переведено из жилого в нежилой фонд — и это невзирая на то, что там проживают люди! В этом случае мы сталкиваемся с примером лоббизма частных интересов, к сожалению, нередким при нынешней системе, установленной в Украине, работающей на капитал, но не на человека. Одним из способов, с помощью которого дельцы вопреки закону пытаются удержать в своих руках помещения общежитий, является доведение строений до аварийного состояния и создание невыносимых условий для проживающих в общежитиях. К примеру, в общежитии КП «Киевпасстранс» ремонт не осуществлялся свыше 30 лет. Гражданам создаются нечеловеческие условия жизни, в частности на 25 комнат — 1 кухня, 1 ванная, 1 туалет. Общежитие — согласно акту — признано аварийным, а граждан руководство автобусного парка №4 пытается переселить в бывший пионерский лагерь в Пуще-Водице. Помещения лагеря также непригодны для проживания. Там отсутствуют свет, отопление, газ, не работает канализация. Комнаты пионерлагеря в критическом состоянии, поражены грибком. Как в подобных условиях должны жить люди, да еще и воспитывать детей? А ведь речь идет о попытке переселить в загородные трущобы 47 человек, из которых 18 — несовершеннолетние дети. Показательно также, что людям отказываются при переселении предоставлять какие бы то ни было сопутствующие документы — ордера или договоры, гарантирующие им право на жилье. Совершенно очевидно, что людей просто пытаются выбросить на улицу ради коммерчески привлекательного здания в столице, на которое положили свой алчный глаз махинаторы. В Днепропетровске частный предприниматель пытается выбросить на улицу граждан из помещения общежития, расположенного по адресу ул. Петровского, 43. Ранее оно принадлежало строительному тресту «Днепропромстрой», в свое время одному из крупнейших в области. Но этот лопнувший в лихие 90-е трест оставил по себе недоброе наследство в виде сотен граждан, так и не дождавшихся улучшения своих жилищных условий. Ныне же людей хотят в буквальном смысле слова выбросить и из тех крохотных комнатушек в общежитиях, что долгие годы служат им в качестве крыши над головой. А это свыше 50 семей, в которых 40 несовершеннолетних детей, 19-ти из них нет и 3 лет. Несмотря на то что в свое время люди вселялись в общежитие на основании ордеров, им объявлено, что проживают они на своей жилплощади незаконно. В отношении обитателей общежития со стороны предпринимателя задействован и стандартный для всех дельцов прием создания тяжелых условий проживания. Установлены запреты на посещение общежитий родственниками и друзьями. Жильцов лишали возможности пользоваться душевыми кабинами. Кроме того, плата за койко-место была установлена в размере 250 грн. И это невзирая на постановление Кабмина, согласно которому плата за проживание в общежитиях подобного типа не должна превышать 130 грн. Прокуратура города почему-то не реагирует на этот произвол. Более того, суды Днепропетровска — невзирая на закон «Об обеспечении реализации жилищных прав жильцов общежитий» и установленный этим документом прямой запрет на отселение граждан из общежитий — считают возможным принимать иски частного предпринимателя, пытающегося лишить граждан их законной жилплощади. И здесь мы имеем место с ситуацией, когда люди становятся заложниками погони частного капитала за легкой наживой: помещение общежития — коммерчески привлекательная недвижимость, которую предприниматель намерен выставить на продажу. Под угрозой оказаться на улице находятся 309 семей, проживающих в общежитии г. Сумы по адресу ул. Кирова, 143. Свои комнаты люди получали, еще будучи рабочими строительных организаций, входивших в советское время в ПО «Сумстрой» — государственную структуру. Многие проживают в общежитии свыше 20 лет. Лишь в марте 2010 г. жильцы общежития узнали, что еще 10 лет назад их по сути продали вместе с их жилплощадью в частные руки: решением Сумского горсовета от 20.11.2001 г. право собственности на общежитие было оформлено на ОАО «Сумстрой». Многочисленные тяжбы в разного рода инстанциях и судах привели, казалось бы, к справедливому и законному результату: 17 ноября 2010 г. хозяйственный суд Сумской области признал недействительным вышеуказанное решение Сумского горсовета от 20.11.2001 и восстановил граждан в их правах. Каково же было удивление жильцов общежития, когда они случайно(!) узнали, что махинаторы, выступившие в данном случае в традиционном стиле рейдеров, добились своего через Харьковский хозяйственный апелляционный суд, отменивший решение Сумского хозяйственного суда. Вся эта афера (по-иному не скажешь) была проведена в тайне, без извещения участников процесса, конкретно — проживающих в общежитии граждан. В ответ на вполне обоснованное возмущение людей подобным произволом один из дельцов высокомерно заявил: «С кем вы вздумали тягаться? У кого деньги?» В этом случае граждан пытаются лишить их законных прав под предлогом реконструкции общежития, которое махинаторы намерены превратить в здание с элитными квартирами. Жильцам общежития было объявлено, что после реконструкции они смогут приобрести жилплощадь по ориентировочной цене 70 000 гривен. На вопрос людей: «Куда идти, если нет таких средств?», директор жэка, находящегося в подчинении ОАО «Сумстрой», ответил: «В палатки на реку Псел»... Список примеров беззакония, безусловно, далеко не полон. Но и его достаточно, чтобы понять всю остроту проблемы и необходимость экстренного вмешательства в ситуацию со стороны властей. Проблема защиты жилищных прав украинских граждан, проживающих в общежитиях, наряду с другими социально-экономическими вопросами постоянно находится в центре внимания Компартии. Мы неоднократно поднимали эту тему и подчеркивали необходимость особого внимания к ней со стороны властей перед нашими партнерами сначала по парламентско-правительственной коалиции, а затем по парламентскому большинству. Одним из результатов наших усилий стало поручение президента В.Ф. Януковича от 6 декабря 2010 г. «Относительно обеспечения реализации конституционного права на жилье граждан, которые длительное время на законных основаниях проживают в общежитиях, предназначенных для проживания одиноких граждан или для проживания семей». Данным документом главе правительства Н.Я. Азарову, главе Совмина АРК, главам областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций было предписано предпринять неотложные меры для наведения порядка в вопросе обеспечения конституционных прав граждан, на которых распространяется действие закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жильцов общежитий». В т.ч. было подчеркнуто недопущение случаев незаконного выселения, переселения и отселения граждан без предварительного предоставления им (их семьям) другого жилья, пригодного для постоянного проживания. Увы, но исполнительская дисциплина, как свидетельствуют перечисленные мной примеры, явно на недостаточном уровне. Хотя в президентском поручении был установлен срок «до конца 2010 года», воз, как говорят, и ныне там. По нашему мнению, назрела необходимость издания указа президента, направленного на реализацию закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жильцов общежитий». Среди других мер — создание межведомственной комиссии, которая разобралась бы с каждым случаем нарушения законных прав граждан и приняла бы меры для их восстановления. Необходимо принятие соответствующей государственной программы, направленной на решение проблемы обеспечения конституционных прав граждан, проживающих в общежитиях. В ней должен быть расписан четкий график передачи общежитий в коммунальную собственность городов, поселков и сел, предусмотрена строгая ответственность руководителей всех рангов и уровней за саботаж данного процесса, а также обеспечено необходимое государственное финансирование. Следует предусмотреть простой и понятный гражданам механизм приватизации жилья в общежитиях. Не помешало бы дополнительное разъяснение Верховного Суда относительно судебной практики рассмотрения исков, связанных с нарушениями конституционных прав граждан, проживающих в общежитиях, и несоответствия судебных вердиктов положениям закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жильцов общежитий». Нелишне и вмешательство Высшего совета юстиции, в компетенции которого внесение представлений о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей. Судьи, принимающие заведомо неправомерные решения, попирающие конституционные права граждан на жилье, должны освобождаться от занимаемых должностей. Такова позиция КПУ. И соглашаться на иное мы не намерены. Консалтинговая компания "SV Development"
|